На этой неделе в прокат вышел фильм «Лето» Кирилла Серебренникова, фильм, обреченный на повышенное зрительское внимание по целому ряду причин, о которых мы поговорим ниже, как и о том, почему эта лента — скорее, успех, чем провал. В рецензии будет масса спойлеров (хотя какие могут быть спойлеры в истории, где важнее «как», чем «о чем»).
Майк Науменко (Рома Зверь) и Наталья Науменко (Ирина Старшенбаум) в фильме «Лето»
В основу фильма легла легенда о якобы существовавшем любовном треугольнике между лидером группы «Зоопарк» Михаилом «Майком» Науменко, его женой Натальей и лидером группы «Кино» Виктором Цоем.
Сразу отвечу на вопрос, который волнует — и я в этом уверен — волнует любого зрителя: назло скептикам (к которым относил себя и я) Рома Зверь (и спасибо, что не Безруков!) справился — подавляющую часть времени на экране вы будете видеть Майка, а не Рому. Даже без очков. Даже крупным планом. (Кстати, Рома Зверь также выступил в качестве музыкального продюссера фильма. Фильм был отмечен в Каннах призом за лучший саундтрек).
Также определенные опасения вызывала попытка воплотить на экране образ Виктора Цоя, который в отличие от незаслуженно забытого Майка даже спустя тридцать лет после смерти остается культовым персонажем, «последним героем», символом эпохи, иконой. Причем воплотить в качестве центрального персонажа фильма, а не минутной роли. Но и тут все хорошо: немецкий актер с корейскими корнями Тео Ю не просто внешне похож на Цоя, два часа экранного времени он самый настоящий Цой.
Ирина Старшенбаум, которая впервые сыграла центального персонажа в фильме) прекрасна во всех отношениях — и как актриса, и как женщина.
Рома Зверь и Никита Ефремов в роли Бориса Гребенщикова
Помимо указанных героев, в фильме присутствуют и другие узнаваемые лица, такие как Андрей «Свин» Панов, Борис Гребенщиков, Андрей Тропилло. Последние, кстати, отметились громкими критическими заявлениями в адрес фильма на этапе подготовки сценария вплоть до запрета использования своего имени, образа и песен. Песни «Аквариума» в фильме действительно не звучат, а вот сами персонажи — без которых, наверно, сложно представить питерский рок тех лет — в ленте все-таки появляются.
Фрагмент фасада Ленинградского Рок-клуба (2008 год)
Помимо людей в фильме появляются и культовые места: коммунальная квартира, в которой жил Майк, Питерский Рок-клуб.
Ну, и конечно, песни. Фильм состоит из песен групп «Кино» и «Зоопарк», а также в фильме звучит песня группы T-Rex и «Psycho Killer». Кстати, фильм открывает майковская «Ты дрянь» на сцене Рок-клуба. Это первый момент, когда понимаешь, плохо не будет.
Дворик Ленинградского Рок-куба на Рубинштейна, 13
Самое любопытное, чтобы получить удовольствие от фильма, стоит забыть слова очевидцев, которые критикуют фильм, даже не смотрев его. Гребенщиков, Тропилло, Артемий Троицкий в один голос говорят, что они так не жили и что такой истории не было и быть не могло. Отец виктора Цоя, Роберт Цой, вообще сказал, что необходимо было проконсультироваться с ним, прежде чем снимать что-то о Цое.
Во-первых, это звучит немного странно, поскольку Наталья Науменко в титрах указана в качестве соавтора идеи фильма, а также человека, на чьих воспоминаниях основана лента. К тому же, по словам Ромы Зверя, она консультировала его при создании образа мужа. Во-вторых, было-не было — так ли это важно? Российский — как и любой другой — рок пронизан множеством легенд, созданных как самими музыкантами, так и их друзьями, женами, журналистами, биографами, поклонниками. Спал ли Дэвид Боуи с Миком Джаггером? Кто-нибудь видел тело Джима Моррисона после смерти? Действительно ли Боб Марли написал «No Woman No Cry»? Кому какая разница.
К тому же, фильм совсем не об этом. Это фильм об эпохе. Которую мне, кстати, удалось частично застать. Вино на пляже под гитару, кухонные пьянки до утра в незнакомых квартирах, концерты, прогулки по крышам и многое другое… Там в кадре ищешь себя.
Кстати, в своей авторской программе «Парфенон» Леонид Парфенов, который, будучи другом детства Александра Башлачева, и поэтой имевший отношение к Рок-клубу и событиям тех дней, сказал, что 1981 год в фильме показан довольно-таки достоверно.
И это для моего поколения. А следующее поколение будет смотреть этот фильм так же, как я смотрю «Дорз» Оливера Стоуна или «Сид и Нэнси«, например. И достоверность (а про достоверность в художественных фильмах можно отдельную статью писать) будет иметь еще меньшее значение.
Виктор Цой. Стена во дворе Ленинградского Рок-клуба (2008)
Нужно отдать должное Артемию Кивовичу Троицкому, который оценивая достоверность показанный в фильме событий возлагал (в марте 2018 года до выхода картины в прокат) надежды на режиссеский талант Кирилла Серебренникова. И не зря. Даже несмотря на сомнительный в ряде мест монтаж.
Кирилл Серебренников создал фильм фактически на стыке жанров. Это и драма, и мюзикл (не такой, как «Стиляги» Валерия Тодоровского, с которым его некоторые сравнивают), это все что угодно, только не биографический фильм. И, безусловно, талантливо снятая картина.
Как я уже отметил выше, прокат картины также сопряжен с рядом событий — чаще негативных — вокруг не только фильма, но и самого режиссера. Прежде всего, печально, что Кирилл Серебренников монтировал фильм, находясь под домашним арестом по делу о хищении денежных средств. Сам скандал, а также факт, что на Каннский фестиваль фильм поехал без его создателя, привлекли к фильму внимания не меньше, чем участие в нем лидера группы «Звери«. Кстати, в этой связи основные российские каналы вытащили в эфир массу негативных отзывов о выходящем фильме — я писал о них выше (можете найти их на Youtube, например «Сорок бочек вранья»).
Отдельно отмечу операторскую работу. Свет, выбор ракурса,… все это сыграло далеко не последнюю роль.
Съемочная группа фильма в Каннах
Перейдем к оценкам. Поставлю фильму оптимистичную 7,7. Это удачное кино. Я бы даже сказал, так в России еще не снимали. Это не нечто непонятное вроде «Высоцкий. Спасибо, что живой«, хотя идея та же — одна история которая могла бы произойти с известным человеком. Это не исторический или псевдоисторический фильм, которых сейчас снимается немало. Этот фильм напрочь лишен идеологии, оценочности, пафоса, патриотических ноток, которыми изобилуют современные летние блокбастеры. Это срез эпохи в отдельно взятом городе на фоне разворачивающейся — в целом, довольно обычной — истории дружбы и любви.
Фильм не лишен недостатков. Сравнивая, с некоторыми аналогичными зарубежными картинами, да и в целом, опираясь на общее впечатление объективно хочется поставить фильму 7,5 — крепкое, но не выдающееся кино. Лишних 0,2 балла ставлю за смелость — главные герои картины культовые персонажи, герои своего времени. Здесь Кирилл Серебренников прошел по тонкому льду там, где «Высоцкий…» под лед провалился. За творческое чутье: режиссер настаивал на том, что музыканта должен играть музыкант. И не ошибся. За самоиронию («этого не было», «не похож»). За мое возвращение в юность.
И еще. У меня в университете был преподаватель английской грамматики. Однажды он сказал: «То, что вы называете рок-н-роллом — не рок-н-ролл. Это рок. Рок-н-ролл — это когда хочется бегать по потолку». В фильме будет пару таких моментов.
Свободу Кириллу Серебренникову! Такие режиссеры нам нужны.
Облака над летней Невой
P. S. Удивительно, но скоро нас ждет еще два фильма о Цое: «Цой«, который снимает Алексей Рыбин, один из основателей группы «Кино» (кстати, негативно, отзывавшийся о фильме Серебренникова), и второй, который ставит Алексей Учитель, режиссер скандально известнеого фильма «Матильда«, кстати. уже имевший опыт создания фильма о питерском роке («Рок«, 1987). Ждем.