b231c186

Tomb Raider. Фильм против игры. Честный обзор

15 марта 2018 года вышел фильм по многим причинам особенный и долгожданный. Возвращение на экраны культового персонажа, которому в 2018 году исполнилось 20 лет — фактически ровесницы графических компьютерных игр, — с оскароносной актрисой в главной роли снова вернуло нас к дискуссии о том, реально ли снять хотя бы хороший фильм по великолепной игре. 

Далее обильные СПОЙЛЕРЫ, поэтому если вы не смотрели фильм или не играли в игру, повремените с прочтением. Но все-таки фильм уже две недели в прокате, поэтому если вас не пугает изложение сюжетных подробностей, давайте разбираться, что пошло не так.

Прежде всего, шведская артистка Виканедер, претензий нет.

Алисия прекрасна во всех отношениях. Ее талант не померк даже на фоне слабого сценария и невыразительного присутствия других персонажей (это относится не столько к актерской игре, сколько к тому, что играть было особо нечего). Но к другим героям вернемся чуть позже.

tomb raider, лара Крофт, Викандер,

Малышка на миллион. Ну, не совсем. В лондонской жизни Лары Крофт присутствует бокс. Вот такое необычное женское хобби

И здесь мы подходим к первой ошибке. Не знаю, почему кинопродюсеры не понимают одной простой вещи: компьютерные игры создают люди, которые не менее, а местами и более талантливы, чем они сами. Перед сценаристами компьютерной игры — а фильм снят по мотивам приключенческой ролевой игры Tomb Raider 2013 года (кстати, сценарий писала женщина, что немаловажно), — стояла задача перезагрузить популярную франшизу максимально переосмыслив персонажа.

лара крофт,

Лара Крофт в Tomb Raider’2013

В результате Лара стала максимально реалистичной. Что же под этим подразумевается? Теперь она  простой человек.  И прежде всего, она уязвима. Причем уязвима как физически, так и эмоционально.

Что ж, тут расхождений между фильмом и оригинальным произведением нет. Лара срывается с обрывов, получает раны синяки и ссадины. Причем некоторые из «украшений» вроде царапины на переносице и на щеке были любовно перенесены на лицо персонажа Алисии.

Она так же трудно переживает свое первое убийство, к концу фильма, впрочем, начинает убивать, не задумываясь.

Первые отличия бросаются в глаза, когда речь заходит о ее окружении — и это важно? Поскольку характер персонажа наилучшим образом раскрывается через взаимодействие с другими людьми.

Во-первых, из первоначального сюжета были полностью удалены все друзья, с которыми она очутилась на острове. Вместо этого в 2018 образ Лары было решено раскрыть через отношения с отцом. Зачем?

Ричард Крофт,

Ричард Крофт. Здесь он еще в порядке. Но на острове превратится в безумного робинзона. 

Ричард Крофт всегда занимал во вселенной Tomb Raider особое место. Это персонаж, который очень дорог Ларе, которого она постоянно вспоминает, на которого огладывается в воспоминаниях.

Знаете, как выглядит отец Лары в игровом перезапуске? Я не знаю. Он появляется только в продолжении — Rise of the Tomb Raider (2015). Он появляется на фотографии, стоящей в рамочке на столе, на фото в газете, в детских воспоминаниях Лары — и то в сильном контровом свете (это же по большей части фотоблог, хе-хе). Мы практически не видим его лица. Он снится ей постоянно, но не присутствует в игре лично. Мы знаем, что он очень важен дял нее, но также понимаем, появись он «во плоти» и эта тонкая магия будет разрушена. Что и произошло в фильме.

С другой стороны, друзья. Она молодой археолог, она в своей первой экспедиции — лидером которой она, к слову, не является. У нее есть друзья, которые готовы отправиться с ней в путешествие. Нет, не из ВВС, как у Лары Анжелины Джоли, нее друзья — старый капитан, молодой индеец, который в поездке работает коком, возможно, просто ради того, чтобы плыть с ней на одном корабле. У нее есть лучшая подруга — Сэми. Это их она будет спасать. Они очень дороги ей, они — ее жизнь, они и археология. И они — обычные люди. Согласитесь, показать дружбу молодых людей гораздо легче и менее рискованно, чем проработать на экране богоподобную фигуру отца.

Лара перебинтовывает одного из членов своей команды. Он знал ее с детства.

Кто-то из них — ее лучший друг, с кем-то — братско-сестринские отношения, кто-то испытывает к ней отцовские чувства, кто-то не воспринимает ее всерьез, кто-то винит ее во всем, что с ними произошло. Чувствуете, какой потенциал для раскрытия характера главной героини? И игра его реализовала.

Вместо всего этого создатели фильма дали нам отца. Доминик Уэст, исполнитель роли Ричарда Крофта, не то чтобы не справляется, он взялся за задачу, с которой в принципе справиться невозможно.  И дело не в том, что 9 часов геймплея (без сайд-квестов) невозможно уместить в 2 часа экранного времени. Иногда одна фраза может выразить отношение одного персонажа к другому. Это была глупая, неравноценная замена. В результате — болезненные сравнения с «Индиана Джонс и Последний крестовый поход«. В пользу последнего конечно же.

Мое личное открытие: в СССР никакого Санкт-Петербурга не было. В коллекцию киноляпов.

Отсюда перейдем ко второму отличию, отметив, что в фильме около 40 (сорока!) минут уделяется жизни Лары до острова. Знаете, с чего начинается игра? С того, что Лара просыпается на корабле во время шторма. Но сорок минут объяснять, почему главная героиня находится в такой прекрасной форме — это непозволительная роскошь, которая свелась к тому, что на основную сюжетную линию практически не осталось экранного времени.

Неужели нельзя было все эти картины боксерских поединков, велопогонь по Лондону с коллегами-курьерами и т.д. уместить в несколько коротких флэшбэков. Как это сделали в игре? Да практически никак. Только во второй части (Rise of the Tomb Raider) когда Лара спит в лесу возле костра, ей снится кабинет отца. Она забирается к нему в окно. И он (опять же, он — это голос за кадром) ласково спрашивает: «Лара, для тебя дверей не существует?» — «Но пап, так же быстрее!» — «Ах ты моя мартышка!..» Чувствуете, как это сделано? Тонко, нежно, ненавязчиво... И сразу понятно: она с детства любит карабкаться, она физически сильна для этого, и отец любит ее, они близки. Ощущение, что создатели фильма боятся: а что будет, если мы подробно не объясним, почему она настолько спортивна? А что если человек, никогда не игравший в Tomb Raider не поймет, почему она так хорошо стреляет из лука? Боязнь обвинений в нелогичности сюжета или?..

Лара забирается в окно отцовского кабинета

Также, очевидно для того, чтобы фильм было интересно смотреть всем — в том числе тем, кто играл в Tomb Raider (и это частотная практика) — была изменена и главная загадка фильма. В данном случае излишнее стремление к реализму сыграло со сценаристами злую шутку.

В игре Императрица солнца Пимико достигла бессмертия. Для этого она, чувствуя скорое приближение смерти, переселялась в тела молодых девушек из числа своих жриц и фрейлин. Она была мощной колдуньей, и умела вызывать шторм, поэтому при ней Яматай стал процветающим государством — бессмертной императрице соседние страны просто платили дань. Это по ее вине разбился корабль Лары и ее друзей. Это из-за нее главный злодей Матиас и его приспешники не могли покинуть остров: каждый раз когда они пытались уплыть, начиналась буря. Именно поэтому на острове столько разбитых кораблей, рухнувших вертолетов и самолетов. И именно из потерпевших кораблекрушение Матиас собрал свою секту. Его цель и мотив — желание наконец покинуть остров. И для этого ему нужна подруга Лары Сэми, в которой течет японская кровь, и в которую он планирует в ходе обряда поместить дух Пимико, чтобы та смилостивилась и позволила ему покинуть остров.  И именно поэтому его слушаются люди, поэтому убивают по его приказу — они верят, что он отправит их домой.

Главный злодей фильма в исполнении актера Уолтона Гоггинса

От этого присущего всей франшизе Tomb Raider мистического флера (взятого, очевидно, из фильмов о приключениях Индианы Джонса) в фильме 2018 года не осталось почти ничего. Императрица из Пимико почему-то стала Химико  — чтобы подчеркнуть сюжетные различия? Тогда почему не переименовали остров? Матиас из полубезумного религиозного лидера превратился в послушного солдата алчной организации «Троица«, которая охотится за древними артефактами (даже когда Троица появляется в Rise of the Tomb Raider, там все равно остается место для трогательной личной истории главного отрицательного героя), и стал совершенно плоским персонажем. О китайце по имени Лу Рен, который приехал с Ларой на остров, сказать и вовсе нечего. Вся мистическая история Пимико в фильме оказалась обычным вирусом.

Почему на острове разбивались корабли и самолеты? Да неважно!

В итоге — все то, за что мы любили игру, будет ненавистно в фильме. Тогда каков ответ на самый главный вопрос: это очередной провал? Очередная неудачная экранизация игры? Проклятье фильмов по играм не разрушено?

Как ни странно, это не так. И вот почему.

Во превых, вернемся снова к прекрасной Алисии Викандер. На мой взгляд, ее утверждение на главную роль стало, пожалуй, главной победой проекта. Во-первых, даже несмотря на слабый сценарий ей удалось очень точно ухватить характер своей героини.

Алисия Викандер готовится к роли Лары Крофт. Говорят, рекордные восемь кубиков вместо обычных шести

В многочисленных интервью Алисия рассказывала, что с детства была поклонницей франшизы, а во время съемок в фильме у нее (и у режиссера тоже) в трейлере была Playstation с игрой 2013 года.

К слову, когда у Марка Уолберга спросили, играл ли он когда-либо в Max Payne, он ответил. что ему сюжет игры вкратце пересказал молодой ассистент. Чувствуете разницу в отношении?..

Во-вторых, оскар ей дали не просто так. И поверьте, в фильме это неизменно бросается в глаза. Как и физическая подготовка, которой актриса отдала полгода своей жизни.

Лу Рен. Соратник Лары по фильму, однако на экране его вы практически не увидите

Кроме упомянутого выше, в фильме, в принципе, есть все, что мы привыкли ассоциировать с Tomb Raider. Причем ряд сцен был просто дословно скопирован из игры и вставлен в фильм. Во время просмотра пару раз поймал себя на мысли, что в определенный момент хочется нажать нужную клавишу, чтобы Лара, например, зацепилась за уступ.

В этой сцене и некоторых других отличить игру от фильма будет практически невозможно

Да и фильм, в целом, не вызывает отторжения. Да, он пустой, местами глупый, не возникает особого желания посмотреть его заново, но на фоне предыдущих попыток переноса игр на большой экран был сделан довольно серьезный шаг вперед. Интересно ли мне, что будет сделано в рамках франшизы дальше? Хочу ли я увидеть продолжение? Да, пожалуй.

Но пока — 6,5/10.

P. S. Фильм, безусловно, будут сравнивать с фильмами 2001 и 2003 года, хотя мне кажется, что смысла в этом не так уже много. Гламурная Лара в исполнении Анжелины, расстреливающая роботов и флиртующая, демонстрирующая в кадре чудеса акробатики, разнообразные костюмы, чувство юмора и неестественный бюст, вполне соответствовала своей эпохе. Сейчас другое время. В моде простота, естественность и реализм. И все это в Ларе Алисии Викандер есть.