Несмотря на то, что группа Brutto выступила в Гомеле, а затем 8 марта собрала 15-тысячную Минск-Арену, было ощущение, что именно в Шабли с хлопушками, цыганами и салютом Сергей Михалок отметил свое возвращение на родину, которое получилось таким же неоднозначным, как и он сам.
Святкуе народ,
Хлопцы, дзеўкі ў карагод.
Барані ты, Божа,
Шалёнага Сярожу.
И родина позаботилась о том, чтобы этот вечер стал максимально комфортным. Впервые за долгое время выдался безветренный, солнечный и даже теплый день — уютная, нежаркая погода. Распроданные билеты: около двух тысяч белорусов предпочли загородную акустическую программу Михалка открытию сезона Вечеров классической музыки у Ратуши.
Герой вечера заставил себя ждать. Впрочем, в этом и заключается преимущество хутора перед концертным залом: расположившиеся на одеялах перед сценой и гуляющие по территории Шабли люди не столько ждали концерт, сколько проводили субботний вечер на природе. К тому же, перед концертом гостей развлекал оркестр барабанщиков и духовой оркестр «Немига», исполнявший известные джазовые и свинговые номера.
Около девяти вечера Сергей Михалок въехал на хутор на телеге с цыганами, которые проводили его на сцену. Чуть позже он заметит, что «главное — эффектное появление».
Концертную программу открыла песня Егора Летова «Зоопарк», которую на концертах исполняла еще группа Ляпис Трубецкой, лидером которой Михалок был вплоть до ее распада в 2014 году:
Я ищу таких,как я,
Сумасшедших и смешных,
сумасшедших и больных
А когда я их найду-
Мы уйдём отсюда прочь,
мы уйдём отсюда в ночь-
Мы уйдем из зоопарка!
И, собственно, «именно для этого я собрал вас здесь». После чего последовало пространное признание в любви хутору Шабли и его владельцу (а также владельцу концертного агентства «Шабли») Владимиру Шаблинскому. По словам Сергея, он оказал значительную поддержку Brutto на заре ее существования, а «здесь, в Шабли, мы сняли первый клип группы» («Brutto, 2014»).
Дальше последовала история трости («это не просто палка, это дракон»), с которой Михалок поднялся на сцену. По его словам, она существенно облегчила его жизнь после инцидента в Киеве, в котором он повредил ногу.
Сразу заметно, Михалка здесь любят. Буквально на второй-третьей песне публика встала и, сминая расстеленные на траве одеяла и раскладные стулья, двинула к сцене. Остальные же предпочли танцы на заднем плане и прогулки на территории хутора. Наслаждаться музыкой в в последнем случае позволял практически идеальный звук — большая заслуга организаторов (до этого в Шабли уже неоднократно проводились массовые мероприятия: например, отмененный в этом году фестиваль «Вольнае Паветра» и FSP — Freaky Summer Party, которое потом было перенесено в столицу).
Сама программа не новая: Brutto уже выступали с ней, как минимум, в Киеве, где был поставлен своеобразный рекорд: билеты на концерт были раскуплены в течение 54 минут. Белорусы оказались более сдержанными, на что, вероятно, повлияла удаленность хутора от столицы (100км, Воложинский район) и полная непредсказуемость погоды в этом году.
По замыслу артистов (а на сцене помимо самого Михалка были два участника Brutto Павел Третяк и Лэфт), вечер должен был представлять собой не столько концерт, сколько неформальное общение со зрителями. Помимо непосредственно песен под гитару (под две, на самом деле) Сергей читал стихи и рассказывал истории.
Говоря об историях… время от времени создавалось впечатление, что слов было гораздо больше, чем песен. В своей известной манере жонглирования словами лидер Brutto предавался на сцене воспоминаниям о своей жизни: и человеческой и творческой, начиная упоминания о своем рождении в Дрездене, о постоянных переездах семьи военного, о жизни в сибирском Красноярске, о возвращении в Минск (родители были белорусами), поступлении в институт.
Рассказывал о создании группы Ляпис Трубецкой, и о том, как был выбран тот жанр, в котором группа просуществовала до того, как в середине нулевых взяла новый курс. Рассказывал и о своих музыкальных впечатлениях, вспомнив уже легендарных белорусских музыкантов, таких как Мроя (позже — N.R.M.). Зачем-то вспомнил историю о том, как на его глазах уже упомянутый выше лидер «Гражданской обороны» Егор Летов при попытке прыгнуть в толпу «будучи неспортивного телосложения» (конечно же) пострадал, и «концерт продолжила группа «Черный Лукич»». Крайне нелицеприятно отозвался о группе «Чайф«.
Самым цитируемым (как в соцсетях, так и в СМИ) эпизодом представления стал довольно агрессивный — на грани бестактности — выпад в сторону блогера Антона Мотолько, связанный с вышедшим накануне рекламным роликом компании Belavia, в котором Сергей Владимирович читает стихотворение Максима Богдановича. Опустим все то, что Михалок отвесил в адрес Антона. Свой десятиминутный спич лидер Brutto завершил следующими словами:
Вот такое мое прочтение Богдановича. Это не ваш Богданович, не Мотолькин. Он мой. И я его буду читать, как захочу сам.
Разумеется, история на этом не закончилась. На следующее утро выяснилось, что Антон не то что не высказывался о ролике, но даже его не видел. Извинения последовали в виде скриншота переписки, опубликованного директором Brutto Антоном Азизбекяном.
Чрезмерная болтливость музыканта (а ведь обещал в начале, что это не будет «ни стендап, ни ситдаунплиз») едва ли соотносится с его же собственным призывом — буквально двумя же песнями позже — аккуратнее относится к словам, сдобренным очередной байкой про то, что фанаты группы на одном из концертов заметили, что Михалок во время исполнения забыл какое-то крайне важное слово.
И тут же — заявление о том, что сегодня ему не хочется говорить о политике, например. И вообще, он будет делать исключительно то, что ему хочется.
При всем уважении к праву любого человека делать то, что хочется, мне казалось, для Михалка времена клоунады остались далеко позади. Или нет? Стоит серьезно относится к тому, что он говорит со сцены или в интервью?
Но вернемся к концерту. Справедливости ради, стоит отметит, что некоторые истории действительны были интересны. В основном, те. которые касались его творчества. Например, тот факт, что Михалок какое-то время жил на Алтае, его попытки понять, какая из стран по-настоящему является его родиной, глубже раскрывают, пожалуй, мою любимую песню программы «Зорачкi».
Танчуць мае ногі
На мяжы Алтая
А сэрца ў бавоўне, на галіне бярозы
А песню «Рамонкi» предварял рассказ о первых попытках писать песни на белорусском языке. Кстати, на концерте звучали песни не только на русском и белорусском, но и на украинском языке. За время, в течение которого Михалок был в «изгнании», Украина стала для него третьей родиной.
Рассказывал и об истории самой программы. По словам Михалка, она была задумана давно, и это было связано с неопределенными ожиданиями относительно будущего Brutto. «Мы думали, будем играть в клубах, в залах на 50 человек«. Будущее оказалось для группы более радостным. А акустическая программа в формате разговоров и песен под гитару хорошо вписалась в летний вечер на хуторе.
На концерте прозвучали следующие песни: «Рамонки», «Грай», «Воины света», «Зорачкi», «Зоопарк», «Чайка», «Саботаж», «Просперо», «12 обезьян», «Капитал», «Африка», «Underdog», «Гарри». К слову, Сергей также рассказал, что изначально группа Brutto должна была называться «Underdogs».
Женщина, живущая в деревне, в которой расположен хутор Шабли. Помимо теплых слов, подарила Сергею букет цветов со своего огорода
Программу коллектив закрыл нестандартно, исполнив вместо старых известных песен две новые песни из будущего альбома. А все представление закончилось салютом.
В целом, это был неплохой концерт. Да, пожалуй, именно так: неплохой. Даже несмотря на то, что я не являюсь поклонником Brutto (ну не люблю я речевки и плакатный жанр; как по мне, и Ляпис Трубецкой второй половины нулевых, и Brutto за редким исключением серьезно уступают раннему Ляпису в музыкальном плане), ожидания были гораздо выше. Концерт в Шабли это все-таки не Вудсток, как его назвал Михалок. Это было «камерное» мероприятие на лоне природы. Практически для своих (наверно, даже без натяжки: по его словам, он приехал повидать друзей в том числе). Наверно, хотелось больше лирики. Хотелось и более широкого временного охвата: все-таки существующее два года и преимущественно — хотя и к сожалению, — в Украине Brutto — это не полностью белорусский Ляпис Трубецкой. Хотелось чего-то личного: это год возвращения домой. Возможно, вместо накатанной программы стоило сделать что-нибудь особенное: например, просто выйти на сцену в одиночестве, взять гитару самому, может, сыграть несколько песен по заявкам. И не сводить счеты с кем бы то ни было со сцены…
И тем не менее, все равно он наш. Каким бы он ни был, он имеет право жить и петь на родине. И всегда имел. Так что
Добро пожаловать домой.
Смотрите также: Лица Шабли