Впервые имя «Ольга Арефьева» я услышал в те времена, когда по телевидению еще не крутили одноклеточные российские сериалы и когда оно еще не превратилось в тотальный инструмент массовой пропаганды. В то время Александр Гордон не сидел в передачах для домохозяек, а обсуждал с академиками в прямом эфире теорию струн, а Дмитрий Дибров не разыгрывал в эфире деньги, но считал себя неустанным пропагандистом всего нового, что происходило в отечественной культуре.
Именно его передачи познакомили меня с творчеством Ольги Арефьевой. С 1996 по 2003 год Ольга не раз появлялась в программе «Антропология», причем каждый раз в новом образе: от сидящей на полу девочки в ленточках, фенечках и пончо до прерафаэлитовой красавицы, высокой, тонкой, босой и черное платье в пол («но самые догадливые знают, что я бессмертный старик, сидящий на облаке цвета своей бороды, тихо видящий во сне и красивую женщину, и упрямую девочку, и перипетии ее непростой человеческой судьбы«). Она была одна и с Ковчегом (так называется ее группа), с Умкой (Анна Герасимова) и с Милой Кикиной.
И песни ее были такими же разными, как она сама. Рок, регги, фолк, русские народные песни, авторская песня и еще много всего. И в то же время ничего из перечисленного. «Стиль» и «жанр» — слова, не особо применимые к творчеству Ольги Арефьевой («моя беда в том, что я много всего написала, но как-то все неоднопланово«). Она просто выражает себя. Любыми способами: через, прежде всего, поэзию и музыку, через прозу, танец, фотографию…
Всё звучит одновременно. Всё происходит сразу. И у Бога нет никаких планов. Он свободен в эту воскресную пятницу, он совершенно свободен. Он думает, чем бы заняться? Распяться или воскреснуть? Разделиться или собраться? Он может всё — а это трудный выбор. Сегодня он выбрал быть мною. Это волнительно и прекрасно. Я должна соответствовать…
— Ольга Арефьева «Смерть и Приключения Ефросиньи Прекрасной»
С тех пор — не знаю даже почему — я потерял ее из виду.
Прошло пятнадцать лет. Напоминание пришло в виде афиши. А затем часы музыки и видео, чтобы узнать о том, что происходило все то время, пока — не ее — меня не было.
Но даже если вы познакомитесь с песнями, вряд ли это подготовит вас к выступлению Ковчега: каждый концерт не похож на предыдущий — новые образы, импровизация, театр (к слову, два с половиной часа с антрактом). И мои растерянные ровесники перед началом.
Рок-концерт. Электричество. Два новых альбома. Плавный разгон.
Поскольку аудитория у меня состоит из умных и довольно самостоятельных людей, то приходится каждый раз завоевывать ее заново. Действовать не тупыми средствами. Скажем, я могла бы выйти и сыграть «Дорогу в рай», зная, что этого все ждут, и, безусловно, я сразу получу все бонусы, но не делаю этого, иногда даже преодолевая сопротивление зала. Публика, может быть, и хочет, чтобы ей дали отдохнуть, вручили что-то знакомое и радостное. А я выношу на ее суд вещи новые, изысканные, замороченные, требующие усилий для восприятия. С другой стороны – победа, то есть достижение резонанса, взаимопонимания, в результате в тысячу раз слаще и осмысленнее…
— Ольга Арефьева, ark.ru
Творчество стало глубже. Что не удивительно. Гораздо более необычно то, что удалось сохранить волшебство, которое позволяет в молодости создавать искренние, проникновенные, точные и пророческие вещи, и утрату которого часто оправдывают сложными концепциями и бесконечными экспериментами.
Во время концерта одинаково хорошо звучали как уже ставшие хитами песни из новых альбомов («Полночь«, «Бугульма«, «Никто не умер», «Команда Грусть» из альбома «Ангел и девочка» (2017), «Бытовая зарисовка», «Джаз-до-сокола-в-парк», «У попа была собака» из альбома «Глина» (2016), «Асимметрия» из альбома «Авиатор» (2010)) так и песни двадцатилетней давности, такие как «Дорога в рай» и невероятно актуальная сегодня «На хрена нам война» (альбом «Батакакумба«).
И общение со зрителями вместо автограф-сессии после концерта.
А еще это теплое чувство, что когда-то давно услышал и распознал настоящее, то, что через двадцать лет возвращает тебя домой, во времена, когда по телеканалам еще не крутили одноклеточные российские боевики и когда они еще не превратились в инструмент массовой пропаганды, а, включив телевизор, можно было услышать живую во всех смыслах музыку.
Фотографии сделаны во время концерта в клубе Брюгге 15 июня 2017 года.
Также может быть интересно: Умка: Стихи у Веры Полозковой, а у нас — стишки