Неожиданный поворот: режиссер, снимавший до этого сюрреалистические и фантастические фильмы (в «Memento» и «Престиж» действие происходит, скорее, в мире человеческого сознания), снимает абсолютно реалистическую картину о Второй мировой войне. Впрочем, не такой уж неожиданный, если вспомнить, что другой фильммейкер, уже прочно утвердившийся в статусе культового современного режиссера (на которой не без оснований претендует и Нолан), Квентин Тарантино также после почти десятка снятых лент обращается к теме Второй мировой. Правда, последний все же делает это в традиционной для себя манере.
Нужно сказать, что хронология в данном случае вводит в заблуждение, поскольку фильм был задуман режиссером еще 20 лет назад. В своем эссе для Telegraph Кристофер Нолан рассказал об идее снять фильм об англичанах, но с голливудским бюджетом. Чтобы завоевать доверие киностудии и убедить продюсеров снять фильм не об американцах, потребовались годы успешной работы, и сейчас Нолан, который фактически переосмыслил современный блокбастер, наконец, смог осуществить свою мечту.
Финн Уайтхед
Географическая справка: Дюнкерк — город на северо-западе Франции на берегу пролива Ла-Манш, который отделяет Францию от Великобритании. Дюнкерк связан с английским Дувром паромным сообщением. Наименьшая ширина — 38 км.
Первое, что бросается в глаза при просмотре — практически полное отсутствие текста. Герои фильма лишь изредка обмениваются короткими репликами (а один из них не скажет за фильм ни слова, дабы не выдать себя).
Том Харди
Отсутствие длинных диалогов с лихвой компенсирует музыка. Несмотря на то, что «Дюнкерк«, несомненно, силен во всех своих составляющих, в какой-то момент ловишь себя на мысли, что слушаешь практически непрерывную полуторачасовую симфонию Ханса Циммера, которая еще больше связывает зрителя с происходящим на экране. Подобное взаимопонимание между режиссером и композитором, безусловно, является плодом их многолетнего сотрудничества.
Кеннет Брана
Кристофер Нолан, в принципе, известен тем, что не склонен менять команду от фильма к фильму. Над «Дюнкерком» работал тот же оператор, что и над предыдущим фильмом Нолана «Интерстеллар«. На мой взгляд, Хойте Ван Хойтема полностью воплотил в кадре замысел режиссера: «Мы поместим зрителей в кабину Спитфайера и бросим их в воздушный бой с Мессершмиттами. Мы отправим их на пляжи, где кругом песок и волны. Они окажутся на борту качающихся на волнах гражданских лодок, которые направляются в зону боевых действий. Это виртуальнаая реальность без шлема». И действительно, во время просмотра создается ощущение присутствия в кадре (которое, вероятно, усиливается при просмотре в формате IMAX; я смотрел обычную версию). Зритель переживает ситуацию от лица ее участников.
Историческая справка: в мае 1940 года — за три года до возвращения союзников на континент в ходе высадки в Нормандию — английские и французские войска попали в окружение в городе Дюнкерк. Вскоре было принято решение об эвакуации. Операция получила название «Динамо». Несмотря на постоянные воздушные атаки и сжимающееся кольцо окружения, союзникам удалось эвакуировать значительное число военных.
Несмотря на наличие в ленте известных актеров — это и постоянно работающие с Ноланом Киллиан Мерфи и Том Харди, а также Кеннет Брана — и отсутствие явных главных ролей, фильм отдан на откуп молодым малоизвестным актерам. Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Барри Кеоган, Айайрин Барнард не только продемонстрировали впечатляющую актерскую игру, но и получили шанс на успешную карьеру в будущем. Последнему, кстати, досталась роль без реплик. А Тому Харди в роли пилота истребителя «Спитфайер» часто приходилось играть глазами (его маска пилота вызывает невольные ассоциации с ролью Бейна из фильма того же Нолана «Темный рыцарь: возрождение легенды» — The Dark Knight Rises, 2012).
Стоит также сказать пару слов об исторической достоверности. В противовес предыдущей работе здесь Нолан практически полностью отказывается от использования компьютерной графики. Ходили даже слухи о том, что во время съемок был разбит настоящий Спитфайер, однако позже режиссер опроверг их. Также известно что Нолан обращался за советом к Стивену Спилбергу, уже имевшему опыт подобных съемок. Полагаю, «Дюнкерк» часто будут сравнивать со спилберговским «Спасением рядового Райана» (Saving Private Ryan, 1998).
И, наконец, общее впечатление о фильме. Безусловно, это фильм крепкий, и видно, очень личный для режиссера. Каждый зритель найдет в нем что-то свое: историческое кино, драма, масштабные натурные съемки, непростая ситуация — все это и еще многое другое — в фильме есть. Он практически безупречен в составляющих, но…
Но от Кристофера Нолана я — и думаю, не только я — всегда жду чего-то большего, какого-то «вау-эффекта». Так непросто взять планку, установленную три года назад «Интерстелларом». И в этот раз прыгнуть выше головы не удалось. И тем не менее, выходя из кинотеатра, ловишь себя на мысли о том, что начинаешь ждать следующий проект режиссера.
Это фильм Кристофера Нолана, но вот чего-то нолановского в нем все-таки не хватает. А может, так и должно быть.
Моя оценка первого впечатления: 8,5/10
P. S. Осторожно предположу ряд номинаций на Золотой глобус и Оскар. В конечном счете, чем связка Нолан-Ван Хойтема-Циммер хуже Иньярриту-Любецки.
P. P. S. У Тарантино Оскара за режиссуру нет до сих пор.
Больше о кино: «Танец дели»: искусство быть счастливым, Звягинцев